Более 3, 5 млн поездок было совершено по Приморью в 2023 году, из них более 1,5 млн – это гости из других регионов России.
Туризм — самая быстрорастущая отрасль российской экономики. Задача Правительства сейчас — вкладывать все силы в развитие внутреннего туризма, заявил вице-премьер Дмитрий Чернышенко, открывая День туризма на ВДНХ. Свои достижения на выставке представило и Приморье. Подробнее о результатах и перспективах рассказал руководитель Агентства по туризму Приморского края Арсений Крепский.
— Арсений Петрович, давайте начнём с итогов прошлого года. Сколько туристов к нам приехало, и что у них наиболее популярно: пляжный отдых, гастротуризм, походы в горы?
— Я позволю себе вас поправить. Формулировка «сколько туристов к нам приехало» не совсем верно отражает ситуацию в туристической отрасли Приморского края, потому что местные жители тоже ездят по своему региону, и это напрямую сказывается на туризме, как на привлекательности региона, так и на доходности отрасли. Мы рассчитываем буквально к марту подтвердить наши цифры данными Росстата о том, что в Приморье за прошлый год было совершено порядка 3,5 млн туристических поездок. Из них где-то 1,7-1,9 млн — это именно те туристы, которые из других регионов к нам приехали, а остальные — это граждане, которые не увезли свои деньги куда-то, а потратили их в своём регионе на развитие туризма.
— Где живут, там и отдыхают?
— Да. Понятно, что, если ты живёшь во Владивостоке и вечером поехал куда-нибудь искупаться, то это сложно назвать туризмом с точки зрения экономики, а вот если ты поехал в Ливадию или даже в Андреевку, это напрямую вклад в туристическую отрасль.
— А если взять другие регионы, откуда к нам едут люди, вы смотрели?
— Смотрели, конечно. И здесь у нас положительная динамика: каждый год становится всё больше тех, кто приезжает к нам из других регионов, каждый год увеличивается доля тех, кто приезжает из европейской части России. Мы становимся популярными в Москве, Питере и даже в южных регионах.
— Не может быть.
— Но это факт. Если смотреть по прошлому году: прямой сочинский рейс, который летом открывается, был больше наполнен пассажирами сюда, чем отсюда.
— Как вы это объясняете?
— Тут есть определённая доля логистики, потому что сочинский аэропорт сейчас является основным хабом на юге. Люди, условно, из Астрахани, Волгограда, Ростова, Краснодара, к нам летят через Сочи. Раньше они летали через Москву или свои аэропорты, теперь есть ещё и этот канал. Он востребован и используется. У людей, которые были уже везде в России или в европейской части страны, есть потребность прилететь на Дальний Восток. И здесь наш Приморский край и Владивосток, естественно, является, не буду говорить — самым привлекательным, чтобы никого не обидеть, но — одним из самых привлекательных.
— ВЦИОМ составил перечень критериев, которые влияют на успешный отдых внутри страны: на первом месте — природа и климат, для 27% респондентов это — определяющий фактор. Причём прирост по этому критерию составил 8 процентных пунктов за последний год. Что касается Приморья: природа у нас замечательная, но климат…
— Наш климат, на самом деле, у туристов не вызывает каких-то нареканий, если они не попадают в ситуацию, которая была в Андреевке прошлым летом, когда случилась чрезвычайная ситуация: был ограничен выезд, и тогда, конечно, был определённый негатив. Но в остальном…Понимаете, это нам, местным, приморские дожди и туманы уже приелись, а кто-то едет специально для того, чтобы взобраться на тот же Пидан и сверху посмотреть на облака. Ведь обычно мы на облака смотрим снизу, а тут можно посмотреть на них сверху. Это очень впечатляет, это очень красиво. Но я всё-таки считаю, что на первом месте должны быть безопасность, сервис и комфорт, а вот природа…
— Безопасность аж на четвертом месте. На втором — качество обслуживания, на третьем — позитивные эмоции, и только на четвёртом — безопасность. Но в это понятие ещё включили благоустройство городов, атмосферу спокойствия и транспортную инфраструктуру.
— Я думаю, это связано с тем, что все регионы разные. Туристы в Москве, скорее всего в принципе не обращают внимания на транспорт. Он есть, люди как-то перемещаются по городу, там это комфортно. У нас для того, чтобы переместиться из Владивостока на морское побережье, — а это, кстати, для туристов из европейской части — основной формат отдыха: 2-3 дня во Владивостоке и 5-7 дней на природе, на море, – тут, извините, логистика будет играть важную роль.
— Давайте поговорим подробнее о том, как развивается туристическая инфраструктура. Сейчас Приморье взяло курс на развитие всесезонного туризма, а значит, что нам ещё больше нужно вкладывать именно в развитие инфраструктуры.
— Совершенно верно. Дело в том, что люди, такие уж существа, они хотят отдыхать круглый год. Кому-то работа не позволяет летом пойти в отпуск, но это не значит, что зимний сезон для туризма потерян, если у вас нет, допустим, горнолыжки. У нас сейчас проект в Арсеньеве активно развивается, и когда он заработает на полную мощность, понятно, что мы станем более привлекательными для целевого сегмента тех людей, которые катаются. Но зима это не только лыжи, это вплоть до дайвинга. Мало кто знает, что у нас в Приморье дайвинг круглогодичный. Ты можешь нырнуть в любое время года, и поверьте, зимой это не менее красиво и не менее интересно. Но очень многое упирается в инфраструктуру, прежде всего в средства размещения. Летом наше морское побережье изобилует сезонными базами отдыха и мини отелями, но зимой они закрываются и сегмент существенно схлопывается. А ведь люди даже зимой готовы ехать на море, чтобы отдохнуть с красивым видом, просто посидеть при свечах со своей любимой девушкой.
— Мне кажется, что среди россиян немногие видели замёрзшее море. Для южан, например, это вообще нонсенс.
— Да, именно поэтому наш ледовый полумарафон, который уже скоро состоится, всегда пользуется большим спросом. Все мы помним корейских туристов, которые просто выходили на лед Амурского залива и фотографировались группами. Для многих туристов это даже часть символики нашего города, мы видели это по соцсетям — многих привлекает замёрзшее море. Но я повторяюсь, сейчас основная ставка делается на развитие номерного фонда: и бизнес, и государство предпринимают усилия, чтобы он стал круглогодичным и увеличился в количестве.
— Ставка делается, а какие-то конкретные шаги предпринимаются? Это будут инвестпроекты? Чьи это деньги?
— Это будут разные деньги. Безусловно, основные средства — это бизнес. Тот, кто хочет зарабатывать, тот и вкладывает. Но, кроме этого, у нас существует множество мер поддержки, которые особенно в последнее время, благодаря нацпроекту «Туризм и индустрия гостеприимства» входят в нашу жизнь. В 2022-2023 годах мы реализовывали меры поддержки по созданию модульных отелей. Не всё получилось, но то, что получилось, оправдало себя на 100%. На той же всеми любимой Шаморе появились капитальные комфортабельные номера, причём не в формате многоэтажки или корпуса какого-то, а в формате отдельно стоящих домиков на одну, две или три семьи, где можно уединенно отдохнуть, но при этом фактически — в городе. Такие же отели появились в Хасанском районе, в Находке и в Лазовском районе. Отрасль развивается. Данная мера поддержки будет продолжена. Губернатор Приморского края поставил нам задачу тщательнее отбирать проекты, чтобы это были по-настоящему заинтересованные люди, которые хотят и могут самостоятельно реализовывать свои проекты, просто с нашей помощью они сделают это качественнее и быстрее. Вот на это наша основная ставка, а не на тех, кто к нам приходит с протянутой рукой.
— Еще одну интересную вещь прочитала: как выглядит портрет типичного путешественника по стране. Его тоже составил ВЦИОМ. Итак: чаще по России путешествуют женщины в возрасте 35-59 лет с незаконченным высшим или высшим образованием, хорошим материальным положением. Как правило это жительницы мегаполиса и активные пользователи интернета. Как вам такой портрет?
— Это очень усреднённый портрет, потому что у нас очень большая и разнообразная страна. Я понимаю, что огромный поток жителей мегаполиса каждый выходной выезжает из города и одну-две ночи проводит где-нибудь в ближайших окрестностях, в радиусе 200-300 км. Но к нам едут совершенно другие туристы. То есть, ты не прилетишь в Приморье на выходные. Это просто бессмысленно. К нам летят на неделю минимум. В основном те, кто уже много, где был, те, у кого высокие требования к сервису, и, главное, ко впечатлениям, которые здесь можно получить. Если твой любимый вид отдыха — дача, вряд ли ты сорвёшься и полетишь на Дальний Восток. А если ты уже много видел и хочешь нового, то добро пожаловать в Приморье. Мы можем предоставить любой вид отдыха, на любой вкус, от спортивной рыбалки и альпинизма до культурного и познавательного туризма. В конце концов, у нас огромное культурно-историческое наследие, патриотический туризм, я уже не говорю про гастрономию. У нас, пожалуй, только вулканов нет.
— Если сравнить туристическую отрасль Приморского края 20-30 лет назад и сейчас, насколько она изменилась?
— Она не то, чтобы изменилась, она появилась. Если взять 20-летний период, то это, как небо и земля. У нас появилась индустрия именно с точки зрения экономики. Это система экономических взаимосвязей, куда входит не только туризм, но и логистика, и розничная торговля, и подготовка кадров, и визовые вопросы. Приморский край — один из тех регионов, где сосредоточено много иностранных консульств. Это важно для тех, кто выезжает за рубеж, отсюда можно съездить даже в КНДР. Это важный показатель, я считаю. Кстати, первая группа, которая вернулась из КНДР, на половину состояла из тех туристов, которые к нам приехали из других регионов, попутно посмотрели Владивосток, пожили у нас, потратили деньги, а потом уже полетели дальше.
— К слову, о тратах. К примеру, я — турист, первый раз в Приморье, у меня есть 30 тыс. руб. Что посмотреть в первую очередь так, чтобы сложилось хорошее первое впечатление?
— А гостиница у вас уже есть?
— Да. Мне нужно «хлеба и зрелищ».
— Ну, тогда «хлеб» — это Владивосток, потому что всё-таки гастрономия, рестораны Владивостока — это отдельный вид путешествий. И обязательно нужно выехать куда-нибудь на природу. Самый простой способ — съездить на остров Русский, на мыс Тобизина или в Ботсад. Это обойдётся вам дешевле, чем 30 тыс. руб. Вы даже можете просто на такси уехать на Русский остров, и сразу же попадёте в другую среду, попадаете на край земли. Это путешествие, за которое люди очень часто готовы выложить огромные деньги, потому что таких впечатлений на даче и в ближайшем Подмосковье точно не найдёшь.
— Если говорить о ближайшем будущем, что увидят путешественники в Приморье через 5-6 лет? Что поменяется?
— Мы абсолютно точно будем работать над улучшением городской среды, в которую я уверен, рано или поздно включится и транспорт. Это если говорить про Владивосток и межмуниципальные перевозки. А гости, я надеюсь, увидят на самом деле всё то же самое, потому что никуда не денется наша замечательная природа. Я надеюсь, что в течение ближайшего 10-летия преобразится Владивостокская крепость и станет по-настоящему туристически привлекательным местом. А самое главное, — и эту задачу мы ставим для себя прежде всего до 2031 года, — мы постараемся нарастить номерной фонд, прибавив порядка 10 тыс. номеров.
Туризм — самая быстрорастущая отрасль российской экономики. Задача Правительства сейчас — вкладывать все силы в развитие внутреннего туризма, заявил вице-премьер Дмитрий Чернышенко, открывая День туризма на ВДНХ. Свои достижения на выставке представило и Приморье. Подробнее о результатах и перспективах рассказал руководитель Агентства по туризму Приморского края Арсений Крепский.
— Арсений Петрович, давайте начнём с итогов прошлого года. Сколько туристов к нам приехало, и что у них наиболее популярно: пляжный отдых, гастротуризм, походы в горы?
— Я позволю себе вас поправить. Формулировка «сколько туристов к нам приехало» не совсем верно отражает ситуацию в туристической отрасли Приморского края, потому что местные жители тоже ездят по своему региону, и это напрямую сказывается на туризме, как на привлекательности региона, так и на доходности отрасли. Мы рассчитываем буквально к марту подтвердить наши цифры данными Росстата о том, что в Приморье за прошлый год было совершено порядка 3,5 млн туристических поездок. Из них где-то 1,7-1,9 млн — это именно те туристы, которые из других регионов к нам приехали, а остальные — это граждане, которые не увезли свои деньги куда-то, а потратили их в своём регионе на развитие туризма.
— Где живут, там и отдыхают?
— Да. Понятно, что, если ты живёшь во Владивостоке и вечером поехал куда-нибудь искупаться, то это сложно назвать туризмом с точки зрения экономики, а вот если ты поехал в Ливадию или даже в Андреевку, это напрямую вклад в туристическую отрасль.
— А если взять другие регионы, откуда к нам едут люди, вы смотрели?
— Смотрели, конечно. И здесь у нас положительная динамика: каждый год становится всё больше тех, кто приезжает к нам из других регионов, каждый год увеличивается доля тех, кто приезжает из европейской части России. Мы становимся популярными в Москве, Питере и даже в южных регионах.
— Не может быть.
— Но это факт. Если смотреть по прошлому году: прямой сочинский рейс, который летом открывается, был больше наполнен пассажирами сюда, чем отсюда.
— Как вы это объясняете?
— Тут есть определённая доля логистики, потому что сочинский аэропорт сейчас является основным хабом на юге. Люди, условно, из Астрахани, Волгограда, Ростова, Краснодара, к нам летят через Сочи. Раньше они летали через Москву или свои аэропорты, теперь есть ещё и этот канал. Он востребован и используется. У людей, которые были уже везде в России или в европейской части страны, есть потребность прилететь на Дальний Восток. И здесь наш Приморский край и Владивосток, естественно, является, не буду говорить — самым привлекательным, чтобы никого не обидеть, но — одним из самых привлекательных.
— ВЦИОМ составил перечень критериев, которые влияют на успешный отдых внутри страны: на первом месте — природа и климат, для 27% респондентов это — определяющий фактор. Причём прирост по этому критерию составил 8 процентных пунктов за последний год. Что касается Приморья: природа у нас замечательная, но климат…
— Наш климат, на самом деле, у туристов не вызывает каких-то нареканий, если они не попадают в ситуацию, которая была в Андреевке прошлым летом, когда случилась чрезвычайная ситуация: был ограничен выезд, и тогда, конечно, был определённый негатив. Но в остальном…Понимаете, это нам, местным, приморские дожди и туманы уже приелись, а кто-то едет специально для того, чтобы взобраться на тот же Пидан и сверху посмотреть на облака. Ведь обычно мы на облака смотрим снизу, а тут можно посмотреть на них сверху. Это очень впечатляет, это очень красиво. Но я всё-таки считаю, что на первом месте должны быть безопасность, сервис и комфорт, а вот природа…
— Безопасность аж на четвертом месте. На втором — качество обслуживания, на третьем — позитивные эмоции, и только на четвёртом — безопасность. Но в это понятие ещё включили благоустройство городов, атмосферу спокойствия и транспортную инфраструктуру.
— Я думаю, это связано с тем, что все регионы разные. Туристы в Москве, скорее всего в принципе не обращают внимания на транспорт. Он есть, люди как-то перемещаются по городу, там это комфортно. У нас для того, чтобы переместиться из Владивостока на морское побережье, — а это, кстати, для туристов из европейской части — основной формат отдыха: 2-3 дня во Владивостоке и 5-7 дней на природе, на море, – тут, извините, логистика будет играть важную роль.
— Давайте поговорим подробнее о том, как развивается туристическая инфраструктура. Сейчас Приморье взяло курс на развитие всесезонного туризма, а значит, что нам ещё больше нужно вкладывать именно в развитие инфраструктуры.
— Совершенно верно. Дело в том, что люди, такие уж существа, они хотят отдыхать круглый год. Кому-то работа не позволяет летом пойти в отпуск, но это не значит, что зимний сезон для туризма потерян, если у вас нет, допустим, горнолыжки. У нас сейчас проект в Арсеньеве активно развивается, и когда он заработает на полную мощность, понятно, что мы станем более привлекательными для целевого сегмента тех людей, которые катаются. Но зима это не только лыжи, это вплоть до дайвинга. Мало кто знает, что у нас в Приморье дайвинг круглогодичный. Ты можешь нырнуть в любое время года, и поверьте, зимой это не менее красиво и не менее интересно. Но очень многое упирается в инфраструктуру, прежде всего в средства размещения. Летом наше морское побережье изобилует сезонными базами отдыха и мини отелями, но зимой они закрываются и сегмент существенно схлопывается. А ведь люди даже зимой готовы ехать на море, чтобы отдохнуть с красивым видом, просто посидеть при свечах со своей любимой девушкой.
— Мне кажется, что среди россиян немногие видели замёрзшее море. Для южан, например, это вообще нонсенс.
— Да, именно поэтому наш ледовый полумарафон, который уже скоро состоится, всегда пользуется большим спросом. Все мы помним корейских туристов, которые просто выходили на лед Амурского залива и фотографировались группами. Для многих туристов это даже часть символики нашего города, мы видели это по соцсетям — многих привлекает замёрзшее море. Но я повторяюсь, сейчас основная ставка делается на развитие номерного фонда: и бизнес, и государство предпринимают усилия, чтобы он стал круглогодичным и увеличился в количестве.
— Ставка делается, а какие-то конкретные шаги предпринимаются? Это будут инвестпроекты? Чьи это деньги?
— Это будут разные деньги. Безусловно, основные средства — это бизнес. Тот, кто хочет зарабатывать, тот и вкладывает. Но, кроме этого, у нас существует множество мер поддержки, которые особенно в последнее время, благодаря нацпроекту «Туризм и индустрия гостеприимства» входят в нашу жизнь. В 2022-2023 годах мы реализовывали меры поддержки по созданию модульных отелей. Не всё получилось, но то, что получилось, оправдало себя на 100%. На той же всеми любимой Шаморе появились капитальные комфортабельные номера, причём не в формате многоэтажки или корпуса какого-то, а в формате отдельно стоящих домиков на одну, две или три семьи, где можно уединенно отдохнуть, но при этом фактически — в городе. Такие же отели появились в Хасанском районе, в Находке и в Лазовском районе. Отрасль развивается. Данная мера поддержки будет продолжена. Губернатор Приморского края поставил нам задачу тщательнее отбирать проекты, чтобы это были по-настоящему заинтересованные люди, которые хотят и могут самостоятельно реализовывать свои проекты, просто с нашей помощью они сделают это качественнее и быстрее. Вот на это наша основная ставка, а не на тех, кто к нам приходит с протянутой рукой.
— Еще одну интересную вещь прочитала: как выглядит портрет типичного путешественника по стране. Его тоже составил ВЦИОМ. Итак: чаще по России путешествуют женщины в возрасте 35-59 лет с незаконченным высшим или высшим образованием, хорошим материальным положением. Как правило это жительницы мегаполиса и активные пользователи интернета. Как вам такой портрет?
— Это очень усреднённый портрет, потому что у нас очень большая и разнообразная страна. Я понимаю, что огромный поток жителей мегаполиса каждый выходной выезжает из города и одну-две ночи проводит где-нибудь в ближайших окрестностях, в радиусе 200-300 км. Но к нам едут совершенно другие туристы. То есть, ты не прилетишь в Приморье на выходные. Это просто бессмысленно. К нам летят на неделю минимум. В основном те, кто уже много, где был, те, у кого высокие требования к сервису, и, главное, ко впечатлениям, которые здесь можно получить. Если твой любимый вид отдыха — дача, вряд ли ты сорвёшься и полетишь на Дальний Восток. А если ты уже много видел и хочешь нового, то добро пожаловать в Приморье. Мы можем предоставить любой вид отдыха, на любой вкус, от спортивной рыбалки и альпинизма до культурного и познавательного туризма. В конце концов, у нас огромное культурно-историческое наследие, патриотический туризм, я уже не говорю про гастрономию. У нас, пожалуй, только вулканов нет.
— Если сравнить туристическую отрасль Приморского края 20-30 лет назад и сейчас, насколько она изменилась?
— Она не то, чтобы изменилась, она появилась. Если взять 20-летний период, то это, как небо и земля. У нас появилась индустрия именно с точки зрения экономики. Это система экономических взаимосвязей, куда входит не только туризм, но и логистика, и розничная торговля, и подготовка кадров, и визовые вопросы. Приморский край — один из тех регионов, где сосредоточено много иностранных консульств. Это важно для тех, кто выезжает за рубеж, отсюда можно съездить даже в КНДР. Это важный показатель, я считаю. Кстати, первая группа, которая вернулась из КНДР, на половину состояла из тех туристов, которые к нам приехали из других регионов, попутно посмотрели Владивосток, пожили у нас, потратили деньги, а потом уже полетели дальше.
— К слову, о тратах. К примеру, я — турист, первый раз в Приморье, у меня есть 30 тыс. руб. Что посмотреть в первую очередь так, чтобы сложилось хорошее первое впечатление?
— А гостиница у вас уже есть?
— Да. Мне нужно «хлеба и зрелищ».
— Ну, тогда «хлеб» — это Владивосток, потому что всё-таки гастрономия, рестораны Владивостока — это отдельный вид путешествий. И обязательно нужно выехать куда-нибудь на природу. Самый простой способ — съездить на остров Русский, на мыс Тобизина или в Ботсад. Это обойдётся вам дешевле, чем 30 тыс. руб. Вы даже можете просто на такси уехать на Русский остров, и сразу же попадёте в другую среду, попадаете на край земли. Это путешествие, за которое люди очень часто готовы выложить огромные деньги, потому что таких впечатлений на даче и в ближайшем Подмосковье точно не найдёшь.
— Если говорить о ближайшем будущем, что увидят путешественники в Приморье через 5-6 лет? Что поменяется?
— Мы абсолютно точно будем работать над улучшением городской среды, в которую я уверен, рано или поздно включится и транспорт. Это если говорить про Владивосток и межмуниципальные перевозки. А гости, я надеюсь, увидят на самом деле всё то же самое, потому что никуда не денется наша замечательная природа. Я надеюсь, что в течение ближайшего 10-летия преобразится Владивостокская крепость и станет по-настоящему туристически привлекательным местом. А самое главное, — и эту задачу мы ставим для себя прежде всего до 2031 года, — мы постараемся нарастить номерной фонд, прибавив порядка 10 тыс. номеров.
Материал и фото предоставлены РБК+.